Четвер, 16.05.2024, 06:18
Вітаю Вас, Гість
Головна » Статті » Мої статті

О НОСИТЕЛЯХ ФОЛЬКЛОРА, ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИХ ПРАВАХ
О НОСИТЕЛЯХ ФОЛЬКЛОРА, ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИХ ПРАВАХ



Мой земляк Виктор Антонович Василенко,профессор,доктор филологических наук всю свою жизнь посвятил собиранию и изучению русского
фольклора.В преклонном возрасте он вернулся на родину,где в 2008 году нашёл вечный покой.Так получилось,что его архив хранится у двоюродного внука.В этом
году родственники покойного предложили забрать интересующие меня документы или даже весь архив,так как они не знают,что с ним делать.Перетащив к себе ос-
новную часть фольклорных записей 1950-1980-х годов,сообщил об этом краснодарским учёным,чтобы решить дальнейшую судьбу архива.Просматривая многочислен-
ные полевые материалы по Куйбышевской(Самарской),Омской,Ярославской областям,Алтаю,Восточному Казахстану обратил внимание на то,как исследователь почти-
тельно относится к личности информатора:приводятся не только и не столько скупые биографические данные,а и подробные рассказы о сказителях и певцах.Читая
их, видишь перед собой человека с его достоинствами и изъянами,радостями и заботами,и после этого сказанное и спетое им воспринимается явственнее.
Из эаписей В.А.Василенко можно сделать определённые выводы об информаторах,в первую очередь о роде их занятий и месте проживания.
Они во многом совпадают с моими наблюдениями.Преимущественно это сельские жители,но не труженники сельского хозяйства,а рабочие и служащие различных ме-
лких организаций и предприятий,лесного хозяйства,кустари,пенсионеры.Среди сельхозрабочих преобладают служащие,шофера и другие категории,но мало полеводов и
животноводов.Увы,совсем мало учителей и культработников.О чём это говорит?Видимо,память,фантазия,творческие наклонности более присущи людям более свободных
или более спокойных профессий,требующих сочетания определённых физических усилий с умственными потугами.То есть, образ хизни приближался к бытию натурального
хозяйства--не было на селе до коллективизации людей,занятых однообразным тяжким трудом(кстати,как не было их и при крепостничестве).Значительно число домо-
хозяек.Но что такое сельская домохозяйка тех лет?В первую очередь,человек,ведущий хозяйство,близкое к натуральному,воспитывающий детей и внуков.В конце
1950-х годов в ряде районов,в том числе и нашем,колхозы были преобразованы в совхозы,и большинство женщин,не подав заявлений о трудоустройстве,стали вести
домашнее хозяйство.В детстве у меня сложилось убеждение,что на производстве должны работать только мужчины.Так вот эти бабушки да и немало дедушек,которые
постепенно выходили на пенсию, были моими воспитателями,от которых посчастливилось очень многое почерпнуть.Работали они как волы(другого сравнения не найду)
с утра до вечера,праздники и воскресенья не всегда блюли,но и погулять могли.Мне ещё сильно повезло,что мои дедуня с бабуней общались с такими же как и они
трудягами,балагурами и,что самое главное,песенниками.Бабуня моя,Шило Е.Я.,обладала феноменальной памятью--нарассказывала около тридцати сказок,кучу разных
прибауток,побрехенек,присказок и прочего.Она была конечной инстанцией в спорах о словах песен,а я и сейчас,не обладая ни голосом,ни слухом,помню слова
как минимум сорока старинных песен.
Сравнивая и обобщая личные наблюдения и записи В.А.Василенко,осмелюсь сделать следующие выводы относительно носителей фольклора.
Первое.Наиболее "продуктивными"информаторами являются люди в возрасте от 40 до 75 лет,жители крупных сёл,малых городских поселений,работники мелких "не-
профильных"предприятий,домохозяева,молодые пенсионеры.Второе.Лучшими носителями поэтических жанров у славян нужно признать женщин,а лучшими рассказчиками--
мужчин.Третье.Люди,занятые или занимавшиеся тяжёлым и,что страшнее,монотонным трудом, имеют усечённую память,а с другой стороны--наиболее коммуникабельные
и яркие личности и несклонны,и неспособны длительное время выполнять нетворческую работу.Четвёртое.Как правило,это люди умеренные в своих религиозных воз-
зрениях,приверженцы традиционных конфессий,изредка вдающиеся в язычничество,ещё реже--сильно религиозные.Пятое.Вопреки устоявшемуся мнению,это не безгра-
мотные бабки и дедки,а люди чаще всего со средним для своего времени уровнем образования.Шестое.Носители фольклора часто обладают какими-то интересными,под-
час уникальными, способностями,ремёслами,качествами,которые,как правило, ускальзывают от внимания исследователей.Седьмое.Современные носители зачастую сами
способны записывать как известные им ранее произведения,так и новые--от других людей,что они нередко и делают.Восьмое.Эта категория наших сограждан(к ней
отношу и себя)имеет сложный и упорный характер,поэтому исследователям всё труднее с ними работать.И девятое, неприятное.У этих людей нередки существен-
ные отрицательные черты:семейные неурядицы или вообще отсутствие семьи,склонность к пьянству,неприспособленность к быстро меняющимся условиям.Среди информа-
торов В.А.Василенко была замечательная певунья,сочинительница песен и частушек,ездившая в Москву лечиться от алкоголизма и написавшая оду-обещание "завязать
с этим делом".По записям фольклориста чувствуются сожаление,доброта и вера в силу воли сибирячки.Разумеется,вышеизложенные авторские заключения оспариваемы
и касаются,видимо,славян,представителей финно-угорских и других неисламских народов России.
Давайте,исходя из этих выводов,задумаемся о сегодняшнем житье-бытье явно немногочисленных хранителей народной мудрости.Российское се-
ло преобразилось и,в основном, не в лучшую сторону.Фермерство нерешительно становится на ноги,но это мало касается большинства селян.Три года назад ненужны-
ми оказались лесники--леса загорелись вместе с деревнями.Развалились почти все мелкие "рога-и-копытные"конторки.Приверженцы полунатурального хозяйства,к ка-
ковым относится большая часть певцов-сказителей,выживают,кто как может,удовлетворяя иногда наезжающих фольклористов и не догадываясь о существовании реко-
мендацмй ЮНЕСКО по сохранению народного творчества и поддержке его носителей.Кто на пенсию кое-как сводит концы с концами,кто на подсобное хозяйство наде-
ется,кто по лесам-горам промышляет,часто браконьерничая и т.п.Как-то странно у нас до сей поры выходит--личнсть носителя отодвигается на второй или даже
третий план,а усреднённый обыватель воспринимает,например,народные сказки как масло,полученное в результате пахтания однородной массы под названием "на-
род".Когда я впервые узнал о Рекомендациях,увидевших свет ещё в 1989 году,(из украинского журнала "Народна творчiсть та етнографiя"),долго не мог разузнать
--является ли наше государство членом ЮНЕСКО?То есть,должны ли у нас на эти рекомендации обращать внимание?Утвердительный ответ получил только после под-
ключения к интернету,а в небедной станичной библиотеке ничего нет.В отличие от многих мне всё же везёт--недавно издан на трёх языках(украинско-кубанский
оригинал и перевод на русский и английский)сборник народных сказок и пословиц--преимущественно по моим самозаписям,ранее--сборник пословиц "Рушничок на
кiлочку",сценарные материалы "Коза"и"Меланка"по мотивам рождественско-новогодних обрядов.При общении и сотрудничестве с учёными,работниками культуры,спон-
сорами возникло впечатление,что меня воспринимают скорее как собирателя,но не носителя.Да,я иногда позволяю себе вольности,немного пописываю(в основном
в фольклорном стиле--на мои слова местный композитор Б.Зозуля написал две песни),а к собирательству и тем более к исследовательству тяги не испытываю.Ви-
димо,многих дезориентирует мой возраст и сложившийся стереотип доживающих свой век старушек как чуть ли не главных носительниц фольклорных и народовед-
ческих сведений.Очевидно,это убеждение возникло из-за пагубной традиции проводить экспедиции летом,когда на селе всё трудоспособное население занято,и толь-
ко глубокие старики сидели на завалинках и рады были общению со всяким добрым человеком,хоть бы и заезжим.На Кубани много своих нюансов.Например,приезжают
в черноморскую(т.е.где говорят на диалекте украинского языка)станицу учёные со студентами и начинают по-русски допрашивать бабок.Бабки нынче у нас пошли не
те,что давеча--культурные.Они быстро переключают программу и,как им кажется,"по-культурному"отвечают,порой умудряясь даже стихотворные тексты исковеркать.
Потом,когда горе-исследователи вечером в общежитии "отдыхают",перед тем затарившись неподъёмным количеством пива,бабуньки уже "по-некультурному"судачат о
том,что городянам нечего делать.Такую картину я наблюдал в своей родной станице четыре года назад.Затем,обрабатывая материалы,резюмируют, что-де в станице Н-ской го-
ской говорят по-русски со значительной примесью украинизмов.А следом приезжают украинские этнографы,которые с теми же бабками беседуют по-украински,и делают
иные выводы.Очень неприятный осадок остаётся на душе после общения с периодическими изданиями,которые,хотя и указывают информатора,но с текстами об-
ращаются чересчур вольно.
Думаю,что такое возможно по причине отсутствия статуса у нас,носителей фольклора и этнографической информации,и даже минимальной
защиты и поддержки со стороны государства.Нас в стране,кажется, не сильно много и с каждым годом всё меньше.Для определения нашего места в обществе,повышения
статуса,защиты прав(о которых никто ранее не задумывался),материальной и моральной поддержки необходим федеральный закон.Ниже даю наброски проекта"Закона
Российской Федерации о правах,защите и поддержке носителей фольклорной и этнографической информации".
ПРЕАМБУЛА--о традиционной народной культуре как важной части общего наследия человечества,её хрупкости,неустойчиво-
сти,о необходимости определения статуса носителя фольклора,защиты его прав,жизни и достоинства.
1 Раздел - "Утверждение(установление)статуса носителя традиционного фольклора и этнографической информации"

1)Звание утверждается выполнением трёх условий из четырёх:подтверждением одного ВУЗа гуманитарного профиля(1профессор,2преподавателя)
согласием 2-х коллективов творческих,как профессиональных,так и самодеятельных,художественно-декоративных промыслов,торговли этнотоварами;подписями как мини-
мум 25-ти жителей данного нас.пункта;наличием печатного издания с записями от претендента объёмом не менее 1 печатного листа.
2)Носитель должен с рождения проживать в своём этнорегионе за исключением вынужденных отъездов и переселений(оговорить чётко)
3)Фольклор носителя должен звучать на языке(диалекте)данного этнорегиона
2 Раздел - "Права носителя"
1)Носитель с утверждённым статусом такового вправе требовать от государства издания научно обработанных произведений устного на-
родного творчества,записанных от него(им)тиражом не менее 200 экз.Сборник должен быть издан не позже двух лет со дня подачи рукописи.
2)Носитель вправе выбирать себе учёного-исследователя как для интервьюирования,так и для обработки и подготовки изданий.
3)Носители долхны получать 10% от тиража и делить пропорционально объёму своих материалов.Научный руководитель издания получает
7% от тиража.
4)Произведения устного народного творчества издаются на языке и диалекте носителя с использованием графики данного языка с обяза-
тельными комментариями и резюме на русском языке.По согласию носителя и научного руководителя в сборнике могут быть даны переводы на другие языки.
5)Носитель не имеет авторских прав на записанные от него или ним произведения народного творчества,как не имеет таких прав и
научный руководитель,но должен получать 5% от прибыли с продажи записанных от него фольклорных произведений и 2% от прибыли с продажи других товаров с ис-
пользованием его фольклора и 3% с его авторскими произведениями.
6)Носители вправе для решения своих задач объединяться в региональные или общероссийские организации.
3 Раэдел - "Государственная поддержка носителей фольклора и этнографической информации"

1)В зависимости от возраста носители старше 35-ти лет находятся на государственном пенсионном обеспечении(примерные размеры:
35-45 - 3 тыс.руб.;45-55 - 6 тыс.руб.;старше 55 - 9 тыс.руб.)
2)При достижении женщинами 55,а мужчинами 60 лет пенсионные выплаты приравниваются к трудовой пенсии по старости.
3)Государство предоставляет следующие льготы носителям:
а)50-%-ного проезда в пригородном и городском транспорте внутри своего региона;
б)50-%-ной оплаты проезда в ж.д.транспорте в любой конец страны туда и обратно 1 раз в 2 года в зимнее время;
в)при необходимости(по медицинским показаниям)бесплатное лечение в санаторно-курортном учреждении - 1 раз в 3 года;
г)при поступлении на заочное обучение в ВУЗы по гуманитарным,культурологическим и лингвистическим специальностям;
д)в сельской местности--при отсутствии земельного надела в собственности--носитель при его желании может получить надел в
размере до 0,5 га в аренду до 49 лет,причём все затраты по оформлению берёт на себя государство;
4)Носитель освобождается от налогов,если он занимается следующими видами деятельности:
а)садоводство и овощеводство;
б)лесные промыслы(сбор лекарственных растений,грибов,плодов,живицы и их первичная переработка и реализация,охота,рыболовство;
бортничество при соблюдении существующих правил и законодательства);
в)лесокультура,аквакультура;
г)животноводство,в т.ч.пчеловодство;
д)кустарное кожевенное производство;
е)бондарное производство;
ж)декоративно-художественные промыслы;
з)пошив традиционной национальной одежды и обуви;
и)кузнечество;
к)печное строительство.

4 Раздел - "Национальная политика государства в отношениях с носителями фольклора и этноинформации"


1)Государство в одинаковой мере заботится о носителях независимо от их этнической и религиозной принадлежности.

2)Произведения устного народного творчества,в которых присутствуют этнически нетолерантные высказывания и мотивы, к публикации не
допускаются.
3)Государство берёт на себя заботу о выявлении и поддержке носителей русской и других российских традиционных этнокультур,прожи-
вающих за пределами Российской Федерации в районах компактного расселения.
4)Первое издание произведений устного народного творчества обязательно на языке оригинала с резюме и комментариями на русском
языке.
5)Носитель,активно распространяющий,а тем более сочиняющий этнически нетолерантные произведения,лишается по решению судебных органов
звания(статуса)и может быть привлечён к административной или уголовной ответственности.

6)Государство способствует налаживанию и расширению контактов российских носителей фольклора и этноинформации с зарубежными колле-
гами и родственными организациями.


Категорія: Мої статті | Додав: Алмас (13.08.2012)
Переглядів: 1017 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: